Рубрики
Новости

Представлены уникальные художественные проекты к 800-летию князя Александра Невского

Презентация двух художественных проектов, посвященных 800-летию святого благоверного князя Александра Невского, состоялась в Александро-Невской лавре 22 февраля.

Фото: Андрей Петров/ИА «Вода живая»

«Хотел бы поздравить всех с наступающем Днем защитника Отечества, мы решили приурочить к этому празднику презентацию, поскольку святой Александр Невский — небесный покровитель сухопутных сил нашей армии, — сказал наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий на встрече с журналистами. — Сегодня для меня лично — тоже праздник. Торжественная презентация этой уникальной книги была одним из пунктов программы празднования 800-летия со дня рождения святого Александра Невского. Из исторических фактов, аналитических доводов и изображений на страницах этого труда складывается цельный образ святого князя как одного из ангелов-хранителей России. А вот презентация медалей, изготовленных на петербургском монетном дворе, не была изначально запланирована, но вызовет, думаю, резонанс не меньший, чем книга. Почему мы решили объединить эти два события? Во-первых, оба они посвящены святому князю. А во-вторых, Дмитрий Мироненко поучаствовал и в создании этих медалей, он был консультантом наших уважаемых скульпторов».

Санкт-Петербургский монетный двор – филиал АО «Гознак – представил  4 юбилейные медали, объединённые в подарочный набор. На них изображены события из жития князя Александра Невского и памятные места с ним связанные, расположенные в древних русских городах. Это Переславль-Залесский, отмеченный рождением и крещением князя; Великий Новгород, откуда начались его военные победы; Владимир, где был погребён князь после кончины; Санкт-Петербург как место хранения его святых мощей в Александро-Невском монастыре с 1724 г.

Эскизы медалей созданы ведущим художником дизайнерского центра АО «Гознак» Андреем Брынзой. Он рассказал, что не впервые соприкасается с темой благоверного князя Александра Невского – при окончании петербургской Академии художеств его дипломной работой была серия гравюр к житию святого.

«Концепция всех медалей исходила от владыки Назария. Предложенные им сюжеты четко определяли основные временные события в судьбе человека, христианина, князя. Это очень важно. Но нужно было еще придумать художественную концепцию — как конкретно в медалях они будут отражены. Благодаря материалу, который нам предоставили, активному исследованию того, как в древнерусской живописи отображались те или иные события, а также помощи и консультации руководителя иконописной мастерской Лавры Дмитрия Мироненко, мы справились со своей задачей.  Было сразу понятно, что делать эти сюжеты нужно в традиционном стиле, продолжая каноны иконописных образов. Мне кажется, что мы в четырёх медалях в какой-то мере перекликаемся с житийной иконой, где события жизни святого отображены в отдельных небольших сценах – клеймах.  Наши медали – своеобразные клейма. Серия получилась очень цельная, емкая и законченная», — поделился мнением художник.

Главный художник-дизайнер дизайнерского центра АО «Гознак», народный художник РФ Александр Бакланов отметил, что для него проект был особым, поскольку князь Александр Невский – его святой покровитель. Выпуск этих медалей не стоял в плане петербургского монетного двора, но коллектив активно и с большим энтузиазмом включился в работу. И в кратчайший срок были изготовлены специальный инструмент и образцы. Проект лично курировали генеральный директор АО «Гознак» Аркадий Трачук и его заместитель Александр Мазур. Результат порадовал всех.

Книгу-альбом «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI – начала XXI вв.» презентовал для широкой публики ее автор — заведующий иконописно-реставрационной мастерской Александро-Невской Лавры, кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко.

Книга впервые комплексно представляет историю развития и типологическое многообразие иконографии святого князя. Иллюстративный материал включает изображения более ста произведений иконописи, монументальной и станковой живописи, мозаики, скульптуры и ювелирного искусства из фондов 35 ведущих музеев России, среди которых: Государственный Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, музей Московского Кремля, Государственный исторический музей, Музей истории религии, Российская национальная библиотека и другие. Книга издана при поддержке городского комитета по печати и взаимодействию со СМИ.

По словам начальника городского отдела по связям с религиозными объединениями Владимира Иванова, важно, чтобы год 800-летия святого князя Александра Невского оставил после себя плоды, которые будут продолжать жить, а юбилей не приобрел казенный, формальный характер. Одним из действительно достойных плодов является представленная книга-альбом, которая несомненно будет востребована не только специалистами, но и широким кругом читателей.

«Хотелось сделать это издание в петербургском, классическом академическом ключе. Потому что если лавра – это сердце нашего города, то сам князь – сердце лавры. Было бы не правильно, соприкасаясь с таким предметом исследования, с такой личностью, вносить сюда какие-то лишние украшения и сантименты», — рассказал Дмитрий Мироненко.

Автор постарался, чтобы книга не отвлекала от главного, а помогла читателю погрузиться в период времени, когда образ Александра Невского входил в изобразительное искусство. Изначально это схимнический образ, поскольку князь был канонизирован Русской Православной Церковью в преподобном чине. Но даже тогда в самом именовании святого уже был заложен некий компромисс: он был канонизирован как Александр Невский, а не схимник Алексий. Это позволило уже с XVII века появляться — помимо монашеских — княжеским изображениям. В дальнейшем эти княжеские изображения трансформировались в императорские. Еще один тип, который мог появиться вместе с преподобническим — воинский. Однако его расцвет пришелся на XX богоборческий век.

«Призыв князя в качестве воина, защитника Отечества прозвучал накануне и во время Великой Отечественной войны. Из недр иконографии, из каких-то житийных сцен этот тип выходит в доминирующее положение. До сих пор, как мне кажется, он является самым востребованным как в церковных, так и в светских искусствах. Для большинства из нас князь все-таки связан с неким служением защиты. Хотя при жизни он был славен своими победами, но ключевые его заслуги, на мой взгляд, не воинские, а княжеско-дипломатические. Он больше сделал для Руси как охранитель, как дипломат и стратег, который в свое время заложил основы для нашего нынешнего государства, и мы живем во многом благодаря его трудам. Эта его роль до конца нами еще не понята. Возможно, небольшой шаг к пониманию сделает эта книга», — подчеркнул иконописец.

Научный руководитель Дмитрия Мироненко, профессор кафедры Русского искусства академии художеств им. Репина Нина Сергеевна Кутейникова, комментируя обе презентации, отметила, что каждый присутствующий в зале смог сегодня ощутить некую причастность к великой истории нашей страны. Говоря о книге, она отметила аналитический подход автора и совершенно новую трактовку ряда образов князя Александра Невского. По ее мнению, труд интересен не только своим содержанием, но и научным подходом к проблеме, связанной с иконописной, религиозной тематикой.

Рецензент книги, настоятель Императорского Петропавловского собора, председатель епархиальной комиссии по архитектурно-художественным вопросам архимандрит Александр (Федоров) рассказал, что иконографическая тематика большей частью интересовала дореволюционных авторов, а потом искусствоведы перешли в стилистический анализ. Нынешнее исследование постепенно возвращает традиции комплексного широкого взгляда, и в нем ясно видны очень интересные стороны иконографического анализа.

Говоря о герое дня – святом князе Александре Невском – отец Александр отметил, что мы можем еще раз убедиться: даже на самом высоком государственном посту возможно обрести святость. Это удивительная вещь, такое жертвенное служение, которое остается добрым примером и вдохновляет всех, живущих в последующие за князем Александром века.

На презентации присутствовали петербургские художники и иконописцы, чьи работы опубликованы в книге-альбоме, а также руководители и представители учреждений науки и культуры, предоставившие фотографии своих экспонатов: директор и руководитель службы по изучению и популяризации объектов культурного наследия ГМП «Исаакиевский собор» Юрий Мудров и Александр Квятковский; генеральный директор Российской национальной библиотеки Владимир Гронский; ученый секретарь Государственного музея истории Санкт-Петербурга Ирина Карпенко и другие почетные гости.

АВТОР Анастасия Мясоедова

Сектор коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии