Рубрики
Новости Публикации

Корабли Александра Невского

Корабли с именем святого благоверного князя Александра Невского существовали в составе российского флота с Петровских времён. Сколько их было, какова судьба самых известных из «Невских» кораблей, в каких знаменитых сражениях они участвовали и как выглядит наследник славного рода «Александровских» кораблей в наше время.

XVIII век

Первым боевым кораблем с этим именем стал «Святой Александр» петербургской постройки 1714 г.; он нес от 70 до 76 пушек. У него была славная и долгая для деревянного корабля боевая история: корабль участвовал в Северной войне (1700–1721 гг.) царя Петра со Швецией, при императрице Анне в 1734 г. участвовал в действиях против г. Данцига, а при императрице Елизавете принимал участие в очередной войне со Швецией. История корабля завершилась после 1746 году.

Ему на смену спустя три года пришел 66-пушечный корабль «Святой Александр Невский», также построенный в Санкт-Петербурге и принадлежавший к большой серии из 58 линейных кораблей «Слава России». На его счету – участие в Семилетней войне (1756–1763 гг.) против Пруссии. Разобран в Кронштадте в 1763 г.

Третьим кораблем имени благоверного князя стал «Святой Александр Невский», построенный на Соломбальской верфи в 1760–1762 гг. (тип «Слава России»). Это был корабль с несчастливой судьбой, всего два года спустя он погиб в Ревеле от пожара: на соседнем корабле «Святой Петр» от небрежного обращения с огнем взорвалась крюйт-камера, корабль загорелся сам и поджег стоявшего рядом «Александра»; пять моряков с «Невского» погибли.

Четвертый «Святой Александр» был маленьким восьмипушечным фрегатом, построенным в Санкт-Петербурге в 1765–1766 гг. и закончившим свой путь после 1775 года в качестве брандвахты в устье Западной Двины.

Следующий «Александр Невский», как и два его собрата – линейных корабля – принадлежал к типу «Слава России», построен на Соломбальской верфи и вступил в строй в 1772 г. Честно, но без особых событий прослужив положенный срок, он был разобран в Кронштадте в 1784 г.

Шестой «Александр Невский» был мощнее предшественников, принадлежал к типу «Царь Константин» и нес на себе 74 пушки. Построен на Соломбальской верфи в 1786–1787 г. Он участвовал в войнах со Швецией (1788-1790 гг.) и Францией (1792–1797 гг., 1798–1800 гг.) и был разобран в 1814 г.

Следующим «Александром Невским» стал черноморский 50-пушечный фрегат типа «Апостол Андрей», построенный на Херсонской верфи в 1785–1787 гг. Его история связана с блестящими победами над турками святого праведного воина адмирала Феодора Ушакова. Корабль принимал участие в войне с турками 1787–1791 гг., сражаясь под Очаковом, а затем обстреливал Синоп, участвовал в знаменитых «ушаковских» боях у Керченского пролива, у острова Тендра, у мыса Калиакрия, а впоследствии принимал участие в войне с Францией (1798–1800 гг.), перевозя войска на греческий остров Корфу, освобожденный Ушаковым от французов.

Блинков А.А. Бой у острова Тендра (эскиз). 1954 г.

Ушаков лично держал на нем свой флаг, когда с 16 мая по 5 июня 1790 г., командуя эскадрой из 19 кораблей, бомбардировал укрепления турок в Малой Азии (Синопе и Самсуне) и кавказской Анапе, топил и перехватывал грузовые суда врага. При этом было освобождено много рабов, которых турки везли на продажу в Стамбул, среди них – женщины, девушки, мальчики греческого, армянского, черкесского происхождения и двенадцать пленных русских воинов.

XIX век

Восьмой «Александр Невский» – балтийский 36-пушечный фрегат типа «Проворный», постройки Охтенской верфи Санкт-Петербурга, вошел в строй флота в 1821 г. В 1826 г. переименован в «Винд-Хунд» в связи с гибелью одноименного однотипного фрегата и вводом в строй своего преемника – 74-пушечного линейного корабля типа «Иезекииль», построенного также на Охтенской верфи в 1825–1826 гг.

Девятый «Александр Невский» принимал участие в знаменитом Наваринском сражении 8 октября 1827 г. Им командовал капитан второго ранга Лука Богданович, экипажа было 609 человек. Сражаясь с тремя турецкими фрегатами, «Невский» потопил один и пленил другой. Из команды пять человек были убиты, семь ранены. Корабль получил семнадцать пробоин.

Наваринское сражение 1827 г.

Немного спустя, 27 декабря, матросы «Невского», доведенные до отчаяния бесчеловечным обращением офицеров и дурной пищей, оказали неповиновение – так «Невский» чуть не стал предтечей известного броненосца «Потемкина». Сам корабль принял участие в войне с турками 1828–1829 гг., затем вернулся в Россию и в 1832 г. был переоборудован в 64-пушечный фрегат путем снятия верхней палубы и перемены парусного вооружения. Вышел «на пенсию» в 1846 г., став складом в Кронштадте, но год спустя его постигла участь большинства деревянных кораблей, и геройский корабль пошел «на дрова».

Фрегат Александр Невский в доке.
Тулон, 1868 год

Десятый «Александр Невский», балтийский 50-пушечный винтовой фрегат типа «Дмитрий Донской», стал последним русским военным кораблем, построенным из дерева (1859–1861 гг., Охтинская верфь Санкт-Петербурга), и имел наряду с парусным вооружением паровой двигатель. На его счету – так называемая американская экспедиция 1863–1864 гг., когда император Александр II послал свою эскадру в крейсерство к американским берегам, чтобы предотвратить военное вмешательство Англии в американскую гражданскую войну. В итоге Англия в войну не вмешалась, и оттого мы фактически имеем США в их современном виде.

Возвращаясь в Россию после плавания в Средиземном море, «Невский» принял на борт и доставил тело умершего за границей, в Ницце, цесаревича Николая Александровича (1865 г.).

В ночь с 12 на 13 сентября 1868 г. корабль потерпел кораблекрушение у берегов Дании.

А. П. Боголюбов. Гибель фрегата «Александр Невский» 1868 г.

Последним парусным «Александром Невским» стал (а точнее, должен был стать) полуброненосный фрегат с парусным вооружением, заложенный в 1870 г. на Балтийском заводе С.-Петербурга, однако еще на стапеле в 1872 г. он был переименован в честь герцога Эдинбургского Альфреда, второго сына английской королевы Виктории и зятя императора Александра II. Спущенный на воду в 1875 г. и вошедший в строй двумя годами позже, «Герцог Эдинбургский» «прожил» довольно долгую, но не обильную примечательными событиями жизнь – в 1909 г. старый корабль перестроили в минный заградитель и назвали «Онегой», он принимал участие в начале Первой мировой войны (1914– 1918 гг.), ставя мины в Балтийском море, но затем ввиду полного износа котлов оказался отстранен от выходов в море. В 1918 году в очередной раз переименовали корабль – из блокшива №9 он стал «Баррикадой». Затем он был блокшивом №5 и, наконец, в 1945 г., пережив не только большую часть современников, но и многие более «молодые» корабли, был сдан на слом.

XX век

Имя святого благоверного князя Александра Невского вернулось во флот только в советское время: в 1953 г. в строй Северного флота вошел построенный в Ленинграде легкий крейсер «Александр Невский» (проект 68-бис). Он прослужил до 1989 г., после чего был разделан на металл.

Легкий крейсер «Александр Невский»

Следующий «Александр Невский» – эскадренный миноносец, заложенный в 1989 г. в Ленинграде, с трудом был спущен на воду десять лет спустя и на финальном этапе достройки продан Китаю. Теперь он приписан к порту Нинбо и носит название «Фучжоу».

СКР пр. 956Э «Александр Невский» (1995-2000), бывший «Вдумчивый» (1989-1995), в настоящее время ВМС КНР «ЭМ Fuzhou» (2001)

XXI век

Однако не этот корабль завершит на сегодняшний день славную историю флотской династии кораблей с именем святого благоверного князя Александра Невского. 23 декабря 2013 года вошла в строй атомная подводная лодка Тихоокеанского флота «Александр Невский» (К-550, проект 955 «Борей»), заложенная в 2004 г. 15 сентября 2011 года в Свято-Троицкой Сергиевой лавре был освящен иконостас для корабельного храма.

К-550 «Александр Невский»

Предшественники этого корабля несли боевую вахту на Балтике, в Черном и Средиземном морях. Теперь имя святого благоверного князя Александра Невского грозно звучит на дальневосточных рубежах России.

АВТОР Е.В. Старшов

Источник: Московские епархиальные ведомости (№ 10/2020)