Рубрики
Новости

Дискуссия, посвященная святому Александру Невскому, прошла в Александро-Невской Лавре

Панельная дискуссия в формате ток-шоу «Александр Невский — небесный покровитель Санкт-Петербурга» состоялась 10 ноября в новом зале «Святодуховского» духовно-просветительского центра Александро-Невской лавры. Она является кульминацией одноименного проекта, организованного культурно-просветительским центром «Образ будущего» к 800-летию знаменитого правителя, полководца и святого.

В рамках проекта были сняты семь видеороликов, которые транслировались на телеканале «78», на сайте anevsky800.ru и в социальных сетях Александро-Невской лавры. Они демонстрируют авторский взгляд на князя Александра, его исторические ипостаси и художественные образы, которые сегодня можно встретить в Санкт-Петербурге. Видеоистории рассказывают об известных и малоизвестных подробностях биографии князя, последствиях его решений, как его наследие проявляет себя в XXI веке и о многом другом.

Ролики стали основой обсуждения на дискуссии.

Модератором встречи стал журналист и телеведущий Александр Малич. В дискуссии приняли участие представители разных профессий — историк, искусствовед, спортсмен, иконописец, священнослужитель, военнослужащий и художник.

Фото: Даниил Мушкеев/Александро-Невская Лавра

Наместник Александро-Невской Лавры епископ Кронштадтский Назарий отметил, что среди всех образов Александра Невского — воина, князя, руководителя государства, дипломата, святого — не смог бы выбрать лишь один, поскольку в его жизни он проявляется по-разному. Владыка обращается к нему как к примеру, и когда приходится принимать дипломатическое решение, и когда необходимо подумать о том, насколько он верный Христу человек.

«Личность Александра Невского настолько глубока и широка, что каждый человек может в нем найти те черты, которые нужны ему сегодня. Это пример для всех и он не пропадет в памяти народной. Юбилейный год в честь Александра Невского и воспоминания о человеке, который был нашим соотечественником, побуждают людей повернуть голову в сторону креста, услышать колокольный звон и заинтересоваться Церковью», — сказал владыка.

Он рассказал, что, будучи школьником, познакомился с образом Александра Невского через фильм Сергея Эйзенштейна, но потом изменил отношение к персонажу актера Николая Черкасова, потому что стал смотреть на иконы.

«Люди, которые сейчас пытаются изобразить Александра Невского, в основу должны положить его иконописный образ, так как Церковь сохраняет самые древние и устойчивые понятия об Александре Невском. Главная заслуга легендарного фильма в том, что когда образ великого князя был забыт, кино «воскресило» его. Мой образ Александра Невского — тот, который изображен на иконе в Свято-Троицком соборе Лавры. Недаром эта икона была кабинетным образом нашего священномученика митрополита Серафима (Чичагова). И ныне он является одним из основополагающих образов, хотя все иконописцы имеют право изобразить Александра Невского так, как понимают его изнутри», — сказал епископ Назарий.

Историк и философ Юрий Соколов указал на то, что большинством наших современников Александр Невский воспринимается как воин, чему способствовал и фильм Эйзенштейна.

«Образ Александра Невского актуален в каждом времени и приоткрывается новыми чертами в зависимости от обстоятельств. Это говорит о том, что Александр Невский — живой, он действительно является нашим современником. В тот момент, когда страна зависла над пропастью между Западом и Востоком, он принял единственное правильное решение — оказался так чувствителен к божественной мысли, определил то, что представляет самую главную угрозу, — не Восток, с которым можно договориться, а Запад, с которым договориться нельзя, потому что монголам нужны деньги, а не Русь, а Западной Европе с ее перенаселенностью необходимы были территории. На Чудском озере он сражался не с немцами и тевтонами, а с целой системой крестоносных орденов в Прибалтике, которые хотели получить здесь земли. Если бы это произошло, нас бы просто уничтожили, как аборигенов, и не было бы русского государства и феномена русской культуры. Поэтому князь Александр Невский так актуален сегодня».

Анна Иванникова, искусствовед, сотрудник Государственного Эрмитажа и куратор выставки «Святой благоверный великий князь Александр Невский. Образы и символика», обратила внимание на взаимосвязь между двумя событиями в истории — победой русских над Швецией в Северной войне и перенесением мощей святого князя из Владимира в Петербург в 1724 году. Это был переломный момент, когда личность и образ Александра Невского стали иметь первостепенное значение в первую очередь для Петербурга и для Петра Первого.

«Вскоре был учрежден орден Александра Невского. Очевидна взаимосвязь между этим орденом и религиозным культом святого, который мы прослеживаем по памятникам XVIII века. Есть ордена, которые были учреждены ранее, — святых Андрея Первозванного и великомученицы Екатерины, но при иконописных изображениях этих святых орденская символика никак не проявлялась, а в изображениях Александра Невского она проявилась очень ярко именно в XVIII веке», — сказала она.

Руководитель иконописной мастерской Александро-Невской лавры Дмитрий Мироненко обратил внимание на то, что иконопись — это тоже проповедь.

«Само наличие как минимум четырех иконографических типов святого Александра Невского свидетельствует о том, что церковное искусство — искусство проповедническое, и любой иконописец не должен забывать о том, что он призван Господом не просто как благоукраситель, человек который несет в мир красоту и меняет его к лучшему, но и как проповедник. Красота — определенная проповедь о правде Божией. Для меня лично Александр Невский — это все-таки человек, живая личность, не вымысел и не миф. Он был воспитан с детства в православной вере, впитал глубину культуры восточной Церкви и, будучи великим князем, отстаивал до смерти эту правду, проявив себя как искусный дипломат, отважный воин, отец Отечества и добрый пастырь. В своей многогранности Александр Невский оставался живым человеком, реагировал на окружающий политический и исторический контекст правильно. А помогал ему в этом Господь. Православие Александра Невского реализовалась в его святости — всю жизнь он стремился к воссоединению с Христом во всех непростых жизненных ситуациях», — сказал Дмитрий Мироненко

Евгений Емельянов, главный художник Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, автор масштабной диорамы «Ледовое побоище», сказал, что в своем цикле работ хотел художественным языком выразить энергетику, духовный посыл и мощь образа Александра Невского, сопоставить образ святого и живого человека, который жил среди людей, так же, как все, радовался, любил, переживал.

Капитан третьего ранга в запасе, преподаватель Военно-морской академии имени адмирала Николая Кузнецова Денис Рудецкий отметил, что Александр Невский — это профессионал во всех областях, живой действенный образ. В академии был проведен масштабный опрос среди кадетов, курсантов и офицерского состава о том, какой образ Александра Невского сложился у них. На вопрос «Чем бы вы хотели быть похожи на Александра Невского?» прозвучали ответы — быть честным, смелым, следовать его святости, решимости, готовности к действию, бесстрашию перед ответственностью.

Экс-футболист «Зенита» диакон Юрий Роденков указал на то, что в Александре Невском с детства были развиты духовное и физическое начала — он был воспитан на Евангелии и с 4-5 лет сидел на коне, орудовал мечом. Именно эти качества стремятся воспитать в молодежи в футбольной школе «Смена». Футбольная команда «Митрополия» своей игрой на уровне города и страны показывает важность не только физического, но и духовного развития. Александр Невский, не проигравший ни одной битвы, является для спортсменов примером того, что надо выигрывать в каждом единоборстве и игре, одерживать победу не только над соперником, но и над собой, расти каждый день, стремиться к прогрессу.

Дискутируя о том, можно ли изображать жизнь Александра Невского в комиксах, епископ Назарий отметил, что как форма подачи она имеет место быть, если комиксы с исторической точки зрения достоверны. Дмитрий Мироненко добавил, что «Всякое дыхание да хвалит Господа», и любые средства, направленные на благородные просветительские цели, а не на что-то другое, приемлемы.

«Инструментарий проповеднический — он очень велик. Зависит от того, какие задачи ставит художник. Если только ради привлечения аудитории и денег — это пустое. Если же у авторов этого проекта благородные просветительские цели — пусть ищут средства, но только не опускаются до вульгарности».

По его мнению, не стоит подражать вымышленным супергероям, Александр Невский лучше любых вымышленных героев, потому что он реальный. Евгений Емельянов сказал, что надо искать новый, понятный для молодого поколения язык, который они воспринимают, потому что классические формы не доходят до них, к сожалению. Герои, которые сейчас являются ориентирами для молодежи, достаточно пустые и фальшивые, истинные герои должны возвращаться к обществу, они не придуманные, а связанные с историей России.

Прямая трансляция дискуссии шла на сайте anevsky800.ru и в социальных сетях Александро-Невской Лавры. Зрители в зале и онлайн задавали вопросы экспертам, оставляли отзывы.

«Было очень интересно взглянуть на Александра Невского глазами разных людей. В жизни каждого он проявился по-своему — и это выделяет князя среди исторических персонажей. Я с удовольствием следила за проектом, посвященным небесному покровителю Петербурга, посмотрела все видеоистории и сегодня пришла на дискуссию с дочкой и ее подругой, поскольку считаю тему очень важной, особенно для современного человека, для молодого поколения. Такой формат — небольшие видео, онлайн-трансляция, интересный, живой разговор, ток-шоу, — воспринимается как раз молодежью. Хорошо, что авторы проекта его задействовали, я считаю такие проекты нужны и будут востребованы. Надеюсь, трансляцию и видеоистории посмотрят ещё много людей, особенно петербуржцы, которым важно знать, почему Александр Невский — небесный покровитель нашего города», — поделилась впечатлениями зрительница Татьяна.

Запись дискуссии можно посмотреть по ссылке.

Заключительной частью проекта «Александр Невский — небесный покровитель Санкт-Петербурга» является голосование в сети интернет. С 10 по 15 ноября у горожан есть возможность выбрать один из шести узнаваемых образов князя Александра Невского в качестве символа современного Петербурга.

ИА «Вода живая»/Сектор коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии