Рубрики
Новости

В Ярославле прошла премьера оперы-оратории об Александре Невском

В Ярославле в рамках тринадцатого Международного музыкального фестиваля Юрия Башмета с большим успехом прошла мировая премьера оперы-оратории Александра Чайковского «Хроники Александра Невского».

Фото: Ирина Штольба/РГ

По признанию композитора, он, как и подавляющее большинство соотечественников, знал о князе Александре Невском в основном по фильму Сергея Эйзенштейна и музыке к нему Сергея Прокофьева. Из-за чего поначалу даже отказывался от предложения заняться этой темой к 800-летию со дня рождения прославленного древнерусского князя-воина, которое отмечается в этом году.

— Музыка Сергея Прокофьева — это абсолютный шедевр, — поясняет Александр Чайковский. — Не хотелось даже пытаться как-то столкнуться с Прокофьевым, потому что это борьба с титаном. Но потом, когда уже создавался сценарий, выяснилась масса малоизвестных вещей. Ведь фильм Эйзенштейна, по сути, рассказывает только об одном событии — битве на Чудском озере. А вся насыщенная жизнь князя оставалась совершенно никому не известной, и вот здесь я нашел для себя какие-то лакуны и возможности для написания музыки. Я надеюсь, что эта вещь поможет многим заинтересоваться и Александром Невским, и вообще тем очень сложным временем.

Создатели оперы-оратории подчеркивают, что именно Невскому впервые в российской истории пришлось выбирать между Западом и Востоком — в годы, когда на ослабленные соперничеством русские княжества нападали и крестоносцы, и монголы. И он проявил себя при этом как талантливый полководец и тонкий дипломат.

— Выбор князя — союз с Ордой и вражда с христианским странами Европы — критиковали современники и историки, но сегодня он представляется единственно верным в тот непростой момент истории, — считают авторы «Хроник Александра Невского». Более того, между событиями XIII века и днем сегодняшним, по мнению Александра Чайковского, существует «масса параллелей».

Оперу-ораторию исполнили симфонический оркестр «Новая Россия», филармоническая хоровая капелла «Ярославия», камерный хор Московской консерватории, хор центрального пограничного ансамбля ФСБ России, три оперных певца (Мария Лобанова, Игорь Головатенко и Евгений Ставинский) и два актера — Владимир Кошевой и Игорь Золотовицкий. Впрочем, театрального действа как такового публика в этом случае не видит. Актеры-чтецы под музыку или поочередно с ней просто рассказывают о жизни князя, прозванного Невским, от его рождения до переноса его мощей в Александро-Невскую лавру в Санкт-Петербурге. Историю князя-человека — сына, мужа, отца, полководца.

— Александр здесь предстает и как исторический, и как мифологический герой, как полубиблейский персонаж, но, с другой стороны, он показан и просто как человек, о частной жизни которого мы очень мало знаем, — рассказала ведущая преконцертов Ляля Кандаурова.

Музыка же, по ее словам, «существует в одном поле с музыкой Сергея Прокофьева и принадлежит традиции эпической русской классической музыки — той же самой, к которой принадлежит Прокофьев».

— При этом Александр Чайковский совершенно с ним не полемизирует, ничего от него не заимствует, — подчеркнула ведущая преконцертов. — Музыкальный язык нисколько не стилизован, не преследует цель воссоздания или какого-то симулирования ни исторической старины, ни языка Сергея Прокофьева.

Ярославские любители музыки приняли оперу-ораторию с восторгом и долго своими аплодисментами не желали отпускать со сцены концертно-зрелищного центра «Миллениум» всех причастных к ее созданию.

Источник: Российская газета