Рубрики
Новости

Прошла лекция о святом Александре Невском

Лекция о благоверном князе Александре Невском прошла 4 апреля в духовно-просветительском центре Александро-Невской Лавры «Святодуховский» в рамках мероприятий, посвященных 300-летию перенесения мощей святого в Санкт-Петербург. Ее прочел доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории России с древнейших времен до начала XIX в., проректор РГПУ им. Герцена Роман Соколов, который является одним из ведущих специалистов по эпохе князя Александра Невского и истории его почитания.

Фото Станислава Марченко/ИА «Вода живая»

Лектор сосредоточился на восприятии Александра Невского современниками после его смерти, а также на сюжете перенесения мощей благоверного князя в Санкт-Петербург и установлении этого события в качестве церковно-государственного праздника.

«Интерес к Александру Невскому в последние годы усиливается. Большую роль в этом сыграл проект «Имя России» 2008 года и, конечно, широко отмечавшийся 800-летний юбилей со дня рождения князя. Вышло большое количество литературы. В частности, хотел бы отметить книгу Дмитрия Мироненко, посвященную иконографии князя Александра Ярославича. В теме Александра Невского много неизученного и нас ожидает еще множество находок, не только относящихся непосредственно к деятельности князя, но и к исторической памяти о нем», — сказал историк перед началом лекции.

Он кратко напомнил, что Александр Невский обрел статус местночтимого святого сразу после смерти. Его общерусское прославление совершилось в 1547 году. В тот момент церковное почитание князя совпало с его восприятием как одного из символов русского государства. На новый уровень эта составляющая вынесена в петровскую эпоху.

По словам лектора, Петра Великого многие исследователи склонны считать правителем, склонным к радикальным реформам, не чуждым волюнтаризма. На самом деле это не совсем так. Государь зачастую действовал очень аккуратно, вдумчиво и осторожно. Петр прекрасно знал о жизни Александра Невского, он читал русские летописи, в частности, Лицевой летописный свод, а также житие святого князя. Одним из главных дел жизни царя была Северная война со шведами за выход в Балтику. Государь понимал, что для победы в ней недостаточно только военной силы, нужно и идеологическое обеспечение, укрепление духа воинства и общества. И в этом плане ведущую роль должен был сыграть Александр Невский, поскольку ранее он бил того же врага на той же земле.

Основывая новую столицу – Санкт-Петербург – Петр постарался, чтобы она отвечала требованиям современного европейского города. Однако это был еще и русский город. Поэтому уже в 1704 году принято решение об основании здесь православного монастыря в честь святого благоверного князя Александра Невского. Он должен был стать небесным покровителем нового города.

Отвечая на вопрос, почему перенесение мощей благоверного князя не состоялось в 1713 году, когда в Невском монастыре была освящена первая церковь и обитель начала отсчитывать свое существование, историк отметил, что Петр трепетно относился к восприятию в обществе своих свершений и побед. Полтавская победа, битва при Лесной праздновались достаточно широко. В 1713 году было еще далеко до окончания Северной войны. Долгожданный мир подписали лишь 30 августа (ст.ст.) 1721 года. Сразу же Петр задумался о совмещении этого светского праздника с праздником церковным. Тогда ему и пришла в голову мысль о перенесении мощей святого Александра Невского в Петербург.

В литературе, особенно в иностранной, подчеркивается волюнтаризм Петра в этом вопросе. Однако никаких новшеств в этом плане он не вводил. Примеры перенесения мощей того или иного святого, появление в связи с этим новых дней памяти святых, есть в истории Церкви. Лектор напомнил о перенесении мощей святителя Филиппа, митрополита Московского, из Соловецкого монастыря в 1652 году. Описание этого события стало образцом для церемонии, связанной уже со святым князем Александром Невским. Можно увидеть, что император Петр I хотел неукоснительного соблюдения существовавшей традиции.

Святыня, по задумке государя, должна была прибыть в Петербург к 30 августа (ст.ст.) 1723 года. Для подготовки во Владимир ездил настоятель Александро-Невского монастыря архиепископ Феодосий (Яновский). Сначала мощи хотели перевозить на лектике, но дороги сделали этот план невозможным, поэтому раку переносили на руках. Выделяли так называемых «ношатых» людей из местных окрестных сел. По словам историка, вероятно Петр сразу понимал, что это мероприятие не удастся завершить в срок. В результате многочисленных проволочек процессия выдвинулась из Владимира только 11 августа 1723 года. Путешествие было очень тяжелым. Есть документы, описывающие весь путь. 19 сентября мощи благоверного князя оказались в Шлиссельбурге. Было решено оставить их там на год. Раку перевезли в крепость Орешек и поставили в крепостной церкви. Лектор подчеркнул, что была полемика о том, в каком именно храме Шлиссельбурга находились мощи. То, что они хранились в крепости Орешек, подтверждается источниками.

15 июня 1724 года последовал указ об изображении на иконах святого Александра Невского в светских, а не монашеских одеждах. Здесь также мнение о новаторстве Петра Великого несостоятельно. Александра Ярославича писали как великого князя в светском одеянии еще в допетровскую эпоху. Лектор привел в качестве примера несколько изображений. По его словам, мнение, что после этого указа Александра Невского изображали в монашеских одеждах только в старообрядческой среде, также неверно. Это доказывает сохранившаяся икона-скульптура князя в иноческом обряде в Троицкой церкви села Ворша во Владимирской области. Она относится к XVIII веку.

30 августа (ст.ст.) 1724 года мощи святого Александра Невского, наконец, оказались в Александро-Невской церкви Невского монастыря. Для императора это стало венцом его долгих усилий – возвращение Приневья, основание нового великолепного города, дарование ему сильного небесного покровителя.

Историк отметил, что в перенесении мощей благоверного князя Александра Невского не последняя роль была отведена флоту. Хорошо известно, что финальный отрезок пути святыню перевозили на галере: первые сановники империи сидели на веслах, сам Петр Великий стоял у руля. Однако часто забывают о том, что святыню встречал, как вспоминает один из иностранных современников события, «весь русский флот». Конечно, это был не весь флот, но в акватории Невы он в этот день был представлен. Вместе с кораблями там находился и знаменитый ботик Петра Великого, с которого начался отсчет истории русского флота.

Обер-иеромонах российского флота, насельник Невского монастыря, будущий епископ Рязанский Гавриил (Бужинский) написал новую службу святому Александру Невскому. В 1725 году она была напечатана и разослана по храмам для употребления на богослужениях. 30 августа (ст.ст.) благоверному князю Александру был установлен еще один день памяти, а один из главных приближенных Петра Великого, светлейший князь Александр Данилович Меншиков, впервые 31 августа (ст.ст.) 1724 года с размахом отметил свои именины. Об этом оставили воспоминания иностранцы.

Екатерина I, продолжая начинания своего мужа, учредила в 1725 году орден святого благоверного князя Александра Невского. После ее смерти возникла определенная коллизия. Императором стал внук Петра Великого, Петр II, сын осужденного за измену царевича Алексея. В службе авторства Гавриила (Бужинского) в череде благодарностей за победу в Северной войне, важных акцентов на свершениях Петра I, содержалась также благодарность за победу над «злоковарными мятежниками», среди которых был и отец нового императора. Вскоре после воцарения Петра II был низвергнут Меншиков, служба Александру Невскому была изъята из храмов и запрещена, а день памяти святого, 30 августа, отменен.

Праздник в день перенесения мощей благоверного князя Александра Невского восстановила императрица Анна Иоанновна. Последующие правители династии Романовых продолжили почитание святого. Особенно сильным оно стало в XIX веке, когда три российских императора были названы Александрами в честь благоверного князя.

Отвечая на вопрос о месте смерти Александра Невского, историк подчеркнул, что это был именно Городец в Нижегородской области, а не Городец Мещерский (современный Касимов). На это есть указания в исторических источниках, в частности, упоминание о том, что процессия с телом князя проходила через Боголюбово. Путь занял девять дней. Наличие одинаковых названий различных городов часто вызывает путаницу. Автор первого научного описания биографии Александра Невского Герхард Фридрих Миллер ошибочно указал место кончины князя как Городец Мещерский.

Говоря о недавних находках, связанных с историей мощей Александра Невского, лектор остановился на освидетельствованиях святыни, которые произошли в 1917 и в 1922 годах.
Первое вскрытие раки произвело духовенство во главе с митрополитом Вениамином (Казанским). Тогда все посторонние предметы из ковчега были изъяты, кости сложены в новый кипарисовый ларец. Это было сделано для возможной эвакуации мощей в связи с угрозой захвата Петрограда во время Перовой мировой войны. Акт об этом освидетельствовании хранился в областном государственном архиве в Выборге и был введен в научный оборот в 2021 году.

Второе вскрытие раки с мощам святого Александра Невского произошло в 1922 году уже советскими властями. Была поставлена задача доказать подложность мощей — это была обычная практика в то время. Экспертизу провел профессор Первого медицинского университета Георгий Шор, который установил, что кости в ларце старые и не принадлежат современному человеку. Процесс фиксировался на фото и кинопленку.

Лектор отметил, что через несколько месяцев после вскрытия раки начали раскручивать дело митрополита Вениамина (Казанского). Манипуляции с попытками доказать подложность мощей планировалось использовать против владыки. Однако следов подлога выявлено не было. Следователь по особо важным делам Кузьмин собирает вторую медицинскую экспертизу во главе с другим профессором Первого медицинского Федором Чистовичем. В заключении было указано, что обломок берцовой кости в раке принадлежит другому человеку. Через некоторое время в Эрмитаже организуется антирелигиозная выставка, где в описании мощей Александра Невского присутствует баранья кость. Таким образом, по словам Романа Соколова, сведения о святыне обрастали ложью.

В итоге рака и серебряная гробница Александра Невского были переданы в Эрмитаж, сотрудники которого спасли реликвии от уничтожения советскими властями. Ларец с мощами святого Александра Невского оказался в музее истории религии и атеизма.

Важным документом, также введенным в научный оборот в 2021 году, стала записка о горении мощей Александра Невского во Владимире в XVII веке. Она находилась в ковчеге со святыней и была зафиксирована как в 1917, так и в 1922 году. После последнего вскрытия раки записку сфотографировали для экспертизы, которая установила ее подлинность. В бумаге сообщалось, что в 1681 году после церковного пожара, когда погорели все иконы, кости Александра Невского были собраны и бережно сохранены. Оригинал записки не вложили в ящик с мощами при передаче в антирелигиозный музей, он считался утраченным.

Долгое время записку не искали, поскольку история мощей Александра Невского не интересовала советскую науку. В постсоветское время ситуация изменилась, вопрос приобрел актуальность. Фотографии этой бумаги сохранились в архиве Библиотеки Российской академии наук. В 2021 году при подготовке выставки, посвященной 800-летию князя Александра Невского, в областном государственном архиве в Выборге оригинал записки был найден. Она находилась в уголовном деле о вскрытии мощей благоверного князя. Важный исторический источник был опубликован при участии Романа Соколова и директора архива Юлии Крипатовой.

Завершая лекцию, историк рассказал об интересном с его точки зрения совпадении в судьбе следователя Кузьмина. Рака с мощами Александра Невского была вскрыта 12 мая 1922 года. Ровно через два года, также 12 мая, начался процесс по «делу Ленинградских судебных работников». На нем была осуждена банда, состоявшая из представителей силовых структур, которые заводили уголовные дела на нэпманов или наоборот за деньги их прекращали. Следователь Кузьмин проходил как осужденный по этому делу и был расстрелян вместе с более чем двадцатью участниками банды.