Рубрики
Новости

Прошла конференция, посвященная святому Александру Невскому

Конференция «Святой благоверный князь Александр Невский: опыт изучения и сохранения культурно-исторического наследия», посвященная 800-летию со дня рождения святого князя, прошла в Санкт-Петербурге 13 и 14 апреля. Ее организовал ГМП «Исаакиевский собор» совместно с Научно-исследовательский музеем Российской академии художеств (НИМ РАХ).

Фото: Андрей Петров/ИА «Вода живая» и ГМП «Исаакиевский собор»

Первый день конференции прошел в Музее академии художеств, второй — в Исаакиевском соборе. Участников приветствовали директор НИМ РАХ Алексей Мудров и директор ГМП «Исаакиевский собор» Юрий Мудров. Выступил Концертный хор Санкт-Петербурга под управлением Владимира Беглецова.

Прозвучали доклады о личности святого князя, его житии, родственных связях. Ряд сообщений был посвящен мощам святого: истории их перенесения в Санкт-Петербург, вскрытия в советское время, возвращения Церкви. Многие доклады были посвящены иконографии святого — как церковной, так и светской, а также истории посвященных ему храмов в городах России и мира: Санкт-Петербурге, Москве, Таллине, Варшаве, Париже, Иерусалиме.

Руководитель иконописной мастерской Александро-Невской лавры Дмитрий Мироненко в выступлении «Иконография святого Александра Невского. Новое прочтение» представил свою монографию «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI в.». Он отметил, что иконография святого князя многообразна, что нетипично для изображений святых в русской иконе.

«Пять веков народная память средствами изобразительного искусства создавала духовный портрет любимого национального героя, — отметил докладчик. — Каждый исторический рубеж вносил в соборный труд предшествующих поколений новую идейную характеристику, дополняющую вневременной духовный образ исторического деятеля Руси и одного из самых почитаемых святых. В результате непрерывного творческого процесса образовался беспрецедентный феномен — многообразная иконография святого Александра Невского», — подчеркнул он.

Дмитрий Мироненко рассмотрел сформировавшиеся в разные эпохи иконографические типы изображений благоверного князя: преподобнический, княжеский, императорский и воинский.

Помощник наместника лавры по реставрации и сохранению культурного наследия Алексей Одинцов в сообщении «Музеефикация комплекса Александро-Невской лавры. Проекты и последствия (на примере Феодоровской церкви)» рассказал об истории строительства церкви благоверного князя Феодора Новгородского, организации в нижнем храме усыпальницы, разорении храма в советское время и ведущихся восстановительных работах.

Открывая второй день конференции, Юрий Мудров представил новое издание музея «Воин. Миротворец. Молитвенник», посвященное святому Александру Невскому. Планируется открытие фотовыставки, которая сначала пройдет в Санкт-Петербурге, а потом поедет по городам (один из пунктов — Саранск). Фотовыставка будет посвящена экспонатам из фонда музея: приделу святого Александра Невского в Исаакиевском соборе, единичным иконам в «Спасе-на-Крови» и Сампсониевском соборе — образы последнего входят в музейный фонд при том, что храм передан Церкви. Среди авторов фотографий — Евгений Мохорев, Стас Чабуткин.

Гендиректор объединения «СтройПроект» Татьяна Афанасьева в сообщении «У стен Александро-Невской лавры: Перспективы развития академического кампуса на Монастырском острове» рассказала о планах развития территории СПбДА. После 1917 года она претерпела изменения, не все здания принадлежат академии. Территория деградирует, на ней много заброшенных зон, утрачены логистические связи между корпусами. На схеме диссонирующей застройки отмечены внецерковные объекты, многочисленные заборы. В планах реконструкции — сделать эту зону максимально открытой для горожан, удобной для преподавателей и студентов. Планируется восстановление всех трех храмов духовной академии.

Старший научный сотрудник Русского музея Вера Пудова рассказала о Страстном цикле художника Николая Кошелева в храме святого Александра Невского на Александровском подворье Иерусалима. Подворье предназначалось для Императорского православного Палестинского общества. На картинах Кошелева изображены конкретные места в Иерусалиме, их легко узнать. Недавно подворье открылось после ремонта, картины отреставрированы.

Сотрудник РГПУ Вадим Сазонов рассказал об истории создания памятника Александру Невскому в Усть-Ижоре работы Владимира Горевого.

Настоятель храма Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых протоиерей Александр Сорокин выступил с сообщением о нижнем храме Феодоровского собора, посвященном святому Александру Невскому. Он рассказал об истории собора. Его архитектор Степан Кричинский известен как яркий представитель модерна. Разрабатывая проект, он цитировал образцы русского храмового зодчества, в том числе эпохи Александра Невского. Собор был освящен в год празднования 300-летия Дома Романовых, но действовал только верхний храм. Нижний, который планировалось посвятить святым Александру Невскому и Марии Магдалине, небесным покровителям императора Александра III и императрицы Марии Феодоровны, так и не был устроен. При восстановлении собора после десятилетий разрушения (здание в советское время занимал молокозавод) фрески и иконы для нижнего храма писал архимандрит Зинон (Теодор). Он написал образ святого Александра Невского в одежде схимника — этот иконографический тип несколько столетий оставался забытым. Собор — памятник архитектуры федерального значения, но, поскольку нижний храм до 1917 года отделан не был, это давало относительную свободу при его восстановлении. Интерьер нижнего храма многим кажется неожиданным: привычный иконостас в нем заменяет невысокая алтарная преграда. Так строили храмы в первые века христианства. Сохранился журнал строительного комитета за 1917 год, из которого следует, что нижний храм собирались строить в домонгольском стиле. Можно сказать, что пожелание строителей храма, высказанное более ста лет назад, исполнено.

Председатель Псковского отделения ИППО Владислав Туманов рассказал о восстановлении в 1995 году храма во Пскове, посвященного святому: в свое время строительство благословил Патриарх Алексий II.

Сотрудник ГМП «Исаакиевский собор» Юлия Ушкова рассказала об уникальных янтарных изображениях святого Александра Невского работы Александра Крылова. Одно из них — икона, которую высоко оценил наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий, посетивший выставку «Гимн солнечному камню» в ризнице «Спаса-на-Крови». Художник создал также бюст святого князя из янтаря, используя природный жемчуг, слоновую кость и драгоценные камни.

Источник: ИА «Вода живая»