Рубрики
Новости Публикации

Восемь столетий благодарной народной памяти

В наступившем году на государственном уровне страна будет широко отмечать 800-летие со дня рождения князя Александра Невского. Соответствующий указ Президент России Владимир Путин подписал еще в июне 2014 года.

Об исторической роли выдающегося полководца и дипломата, о его духовном наследии и покровительстве земле Русской — в эксклюзивном интервью «РФ сегодня» размышляет председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.

— Валентина Ивановна, в соответствии с указом Президента России Владимира Путина в наступившем году будет широко отмечаться 800-летие со дня рождения выдающегося деятеля Древней Руси Александра Невского. Этот святой благоверный князь признан небесным покровителем Северной столицы, губернатором которой вы были продолжительное время. Хотелось бы подробнее узнать о вашем отношении к этой исторической личности.

— Память о небесном покровителе Санкт-Петербурга живет на протяжении всей его истории. Взгляните на городскую карту — вы найде­те на ней места, где установлены монументы в честь этого героя русской древности. Найдете мост и площадь Александра Невского, посвященные ему храмы и даже огромную великолепную Александ­ро-Невскую лавру. Спуститесь в метро — и там есть названная в его честь станция…

Его жизнь и деяния — предмет изучения в ведущих гуманитарных центрах города — Санкт-Петербургском государственном университете, академическом Институте истории материальной культуры, Пушкинском Доме…

Можно смело сказать, что Александр Невский постоянно присутствует в духовной жизни города. Именно поэтому, на мой взгляд, Северная столица заслуженно избрана центром предстоящих торжеств. Конечно, они пройдут не только здесь. Новгород и Владимир, Ярославль и Псков, его малая родина Переславль-Залесский и многие другие города тоже будут активными участниками общероссийских торжеств.

Такой их масштаб далеко не случаен. Память об Александре Ярославиче не сиюминутный и конъюнктурный эпизод быстротекущей жизни, а родившееся в далекой древности глубинное народное чувство. Вы помните, как в 2008 году проходил полный жарких споров общероссийский конкурс «Имя Россия»? В нашей истории было очень много выдающихся политических деятелей, гениев науки и культуры. Выбор широчайший. Но именем России был назван тогда Александр Невский!

В оценке его деяний присутствует редкое единодушие всех, кто любит Россию. Такое отношение присутствует в самых разных сферах и на всех уровнях нашей жизни — его почитают живущие в глубинке сельчане и обитатели мегаполисов, широкая общественность и государственная власть.

Скажу в этой связи только об одном уникальном проявлении такого отношения. В 1725 году в Российской империи был учрежден задуманный Петром Великим орден Александра Невского, ставший одной из высших государственных наград. Во времена Великой Русской революции все имперские награды были упразднены. И только одна из них — орден Александра Невского вновь появился в ряду боевых орденов в тяжелейшем 1942 году! Затем в начале 90-х годов ­ушла в прошлое и советская наградная система. Утратил свой статус и орден, носивший имя великого князя. И вновь, уже в наше время, словно феникс из пепла, он появился и занял почетное место среди государственных наград новой России! Это уникальная, единственная в своем роде история. Образ Невского идет через века…

— Наверное, в Петербурге вам приходилось не раз заниматься сюжетами, связанными с памятью об Александре Невском?

— И в Петербурге, и в Ленинграде… Помню, как в конце 80-х годов (я работала тогда заместителем председателя Ленгорисполкома, ведала вопросами образования и культуры) группа энтузиастов из НИИ физической аппаратуры в Колпине загорелась идеей восстановления храма на месте знаменитой Невской битвы в устье реки Ижоры — приближалась ее 750-я годовщина.

Храм, воздвигнутый в честь этого сражения в конце XVIII века, был серьезно поврежден в годы Великой Отечественной войны, когда он оказался на линии фронта. Уцелевшие помещения во время обороны Ленинграда служили военным складом. После войны место боеприпасов заняли гражданские товары, древняя церковь, постепенно разрушаясь, оставалась хозяйственным хранилищем и в конце концов пришла в аварийное состояние. Проседающий купол было приказано обрушить. Храм превратился в печальную бесхозную руину и оставался таким несколько десятилетий.

Энтузиасты горячо взялись за восстановление. Провели несколько воскресников и поняли, что без серьезных профессиональных работ здесь не обойтись. Добиваясь своих благородных целей, они начали шумную «осаду» городских властей. Их перестроечный напор достался и мне.

Ребятам хотелось получить, как говорится, все и сразу. Не раз и не два они перехватывали меня на ступенях Мариинского дворца, требуя немедленного решения всех вопросов. Я терпеливо разъясняла им, что город понимает значение этого исторического памятника. Подготовка к восстановительным работам ведется, решение будет. Но дело это непростое. В него требуется вовлечь десятки организаций — от Водоканала и Ленэнерго до реставрационных мастерских, найти средства…

Но думаю, что их горячность в итоге делу помогла. В ноябре 1988 года было принято хорошо проработанное решение исполкома о восстановлении исторического памятника. В работу включились больше двадцати специализированных организаций. Дело восстановления по известным причинам несколько замедлилось в начале 90-х годов, но проект был завершен. Сегодня в устье Ижоры воздвигнут достойный мемориальный комплекс и музей Невской битвы.

Случилось в то время и еще одно памятное событие, в организации которого довелось принять участие.

Как известно, в 1724 году по решению императора Петра I мощи святого и благоверного князя Александра были перенесены из Владимира в новую столицу России. С 1790 года они хранились в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры. После революции прах прославленного полководца оказался в Казанском соборе, где расположили музей истории религии и атеизма. В июне 1989 года опечатанный кипарисовый ларец, в котором хранились мощи святого князя, был возвращен Русской православной церкви.

Церемония передачи стала торжественным общегородским дейст­вом. Ларец принял митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий, ставший несколько лет спустя Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Шествие — его сопровождали десятки тысяч горожан — прошло по Невскому проспекту от Казанского собора до Свято-Троицкого храма Александ­ро-Невской лавры.

— Валентина Ивановна, многие исследователи считают Александ­ра Невского выдающимся дипломатом. Вы, как человек, имеющий большой опыт дипломатической работы, согласны с таким мнением? Ведь есть другая точка зрения, сторонники которой обвиняют его в «низкопоклонстве» перед Ордой.

— Его дипломатические таланты, на мой взгляд, не подлежат сомнению. Несколько лет назад мне довелось прочитать статью академика Анатолия Васильевича Торкунова: он на основании древних источников показал это с исчерпывающей убедительностью.

Судите сами. Действуя сообразно главному правилу своей жизни — «Не в силе Бог, но в правде», Александр Ярославич призывал правителей других стран не вступать в чужие пределы, не искать в войнах личной выгоды. По мнению недавно ушедшего от нас выдающегося археолога Анатолия Николаевича Кирпичникова, Александр Невский едва ли не впервые в Европе выдвинул идею нерушимости границ.

Александру Невскому было присуще государственное мышление, отличительной чертой которого была феноменальная дальновидность. Он на века определил главные направления нашей внешней политики — западное и восточное, всеми силами старался не допустить объединения недругов Руси для одновременного выступления против родной земли. И это завещанное им правило соблюдается уже много веков.

— Валентина Ивановна, в начавшемся году мероприятий, посвященных Александру Невскому, будет очень много. Какие из них вы намерены посетить?

— Буду стараться сделать это по максимуму, посетить все основные центры, связанные с жизнью нашего великого предка. А особенно важным считаю участие в намеченных торжествах российской молодежи. Народ — это союз поколений во времени, и нас соединяют с великим сыном русской древности живые нити преемственности, требующие продолжения славных дел, совершенных им.

Источник: Парламентская газета