Рубрики
Видео

Правда и вымысел в фильме Сергея Эйзенштейна «Александр Невский»

В этом году отмечается 800-летие со дня рождения князя Александра Невского. Одно из значимых событий, связанных с его именем, — это победа над ливонскими рыцарями на Чудском озере. Яркой художественной иллюстрацией Ледового побоища стал фильм Эйзенштейна «Александр Невский». О съемках картины — Станислав Анисимов.

«Об Александре Невском есть лишь одна страничка летописи, а больше вообще никто ничего не знает,» — так объяснял выбор главного героя своего фильма Сергей Эйзенштейн. Страничка оказалась не одна, но факты о князе в картине дополнены богатой фантазией режиссера. Несмотря на неточность рисунка, клин был тупоконечный, Эйзенштейн верно воспроизвел построение атакующих тевтонцев.

Антон Горский, профессор исторического факультета МГУ им. Ломоносова: «Клин, как говорит новгородская первая летопись, «прошебошеся свиньею сквозя полк» полк новгородцев. А ливонская старшая рифмованная хроника пишет о том, что отряд рыцарей прорвал строй стрелков, то есть лучников, — это новогородский полк и имеется ввиду».

Александр Невский основные силы сосредоточил не в центре, а на флангах. Тевтонцы смяли слабый фронт и оказались в ловушке. Русским воинам удалось зажать «свинью» в клещи. А дружина князя прорвалась в тыл противнику. Битва на Чудском Озере произошла в апреле 1242 года. Метеорологи отметили: кучевые облака в фильме Эйзенштейна не соответствуют времени года.

Ледовое побоище режиссер снимал летом, на Мосфильме. Заасфальтировали площадку, посыпали нафталином с мелом, и залили жидким стеклом. На момент съемок исполнителю главной роли Николаю Черкасову было 35 лет. Он был на тринадцать лет старше Александра Невского. Историк Николай Грацианский в комментариях к сценарию фильма особо указывал на возраст князя.

Ксения Яковлева, начальник отдела информации и использования документов РГАЛИ: «Нужно показать Александра страшно молодым, он молод и в то же время герой, у него уже имеется подвиг. Он разбил шведов, этот факт совершенно необычайный в истории».

Сергей Эйзенштейн до мелочей прорабатывал внешний облик воинов. Обращал внимание на сходство буденовок красноармейцев со шлемами XIII века. Оружие для фильма восстанавливали по летописям. В XIII веке был популярен романский тип мечей. В отличие от своих предшественников — каролингских — романские не отличаются таким богатством и нарядностью, указывают специалисты. Эти мечи ковали из стали.

Юрий Крылов, кузнец Московского государственного объединённого музея-заповедника «Коломенское»: «Температура ковки углеродистой стали для данного меча — от 800 до 1000 градусов».

Романский меч — не только рубящий, но и колющий. Важнейшим этапом его изготовления было закаливание: раскаленный клинок погружали в ёмкость с маслом. От количества повторов зависела твердость оружия. А вот вес таких мечей небольшой — полтора килограмма. Это важно, учитывая суммарную массу доспехов воина. Самым тяжелым элементом была кольчуга.

Федор Панфилов, хранитель экспозиции оружия и регалий Оружейной палаты: «Вес начинался в среднем от пяти шести килограмм и мог достигать 12-14. Есть более легкие и более тяжелые, но более легкие, обычно низкого качества».

Псы-рыцари весили не больше русских воинов. А сцена массового потопления крестоносцев — явное художественное преувеличение, основанное на цитате из летописи XV века: «иных вода потопи».

Роман Соколов, директор института истории и социальных наук РГПУ им. Герцена: «Если кто-то из рыцарей и тонул, то естественно, это были отдельные единичные случаи. В любом случае, их потопление не было ни красивым, ни столь эффектным, как это показал Эйзенштейн».

Один из главных источников о Ледовом Побоище, Старшая Ливонская рифмованная хроника, и вовсе указывает: убитые воины падали не на лед, на траву.

Владимир Потресов, директор частного учреждения культуры «Музей «Ледовое побоище. Самолва»: «В немецком языке «упасть на траву» — это метонимия. Это метонимический троп литературный, который означает умереть, погибнуть — это возвышенное такое понятие. «Пасть на траву» — это как у нас пасть на сыру-землю. Не обязательно, что это земля, не обязательно, что она мокрая».

Особое значение лента приобрела в годы Великой Отечественной войны. «Мы хотим, чтобы фильм мобилизировал тех, кто находится в самой гуще борьбы против фашизма в мировом масштабе,» — писал Эйзенштейн.

Источник: ВГТРК «Культура»