Проект организован АНО «Культурно-просветительский центр «Образ будущего» при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга и посвящен 800-летию святого благоверного князя Александра Невского.
Одним из мастер-классов, вызвавших особый интерес у горожан, стал курс каллиграфии «Полуустав лицевого летописного свода Ивана Грозного». Летописный свод – это объемный труд: 10 рукописных томов по тысяче страниц. Создан во времена Ивана Грозного. Эта рукопись включала в себя все исторические материалы, известные на тот момент. В этом документе содержится и информация о житии Александра Невского. На примере страниц, посвященных жизни святого князя, участники мастер-класса будут учиться «искусству красивой линии».
Фото: Дмитрий Фуфаев
«Полуустав – это вид русского письма, который существовал со второй половины XIV века. Во время мастер-класса участники попробуют воссоздать начертание полууставом, попробуют писать ширококонечными перьями, разберутся в начертании букв, которое серьезно отличается от современных, – рассказала художник, график, каллиграф, преподаватель иконописного отделения Санкт-Петербургской духовной академии Дария Джемс-Леви. – Русское письмо неразрывно связано с темой иконописи, поскольку там присутствует текст. Иконописцы должны уметь подписать икону и ориентироваться в видах древнерусского письма. К тому же в иконописи – иконное знамя, то есть рисунок, с которого начинается работа над иконой, – линия должна быть каллиграфической».
Джемс-Леви добавила, что среди дизайнеров сейчас очень популярно обращение к русским стилям письма. Те шрифты, которые мы имеем на сегодняшний день, включая печатные, созданы на основе латинских шрифтов – совсем другой традиции. История исконного русского письма прервалась с воцарением Петра I, который ввел гражданский шрифт, основанный на европейских начертаниях. Увидев арабскую вязь, любой узнает, что это, с первого взгляда, так же очевиден и стиль древнерусского письма. Многие дизайнеры всматриваются в допетровское письмо и стараются перенести древнерусскую кириллицу на современный язык, стремятся ввести ее в оборот.
«Многие хотят освоить каллиграфию просто для себя, писать какие-то тексты или молитвы. Это занятие успокаивает, отдаляя суету современной жизни. Еще это желание творческого выражения. Возможно, кто-то боится начать рисовать, но чувствует в себе силы взять перо и писать красивые буквы и тексты, – отмечает Дария Джемс-Леви. – Самое сложное – освободить руку, чтобы она не была в напряжении и свободно шла. Для этого нужен опыт, надо много работать, чтобы линия стала легкой и красивой. Пока человек боится сделать ошибку, он напряжен, рука быстро устает. Многие начинающие на это жалуются, но со временем эта проблема уходит».
По мнению художника, в каллиграфии невозможно применить современные цифровые технологии. Любой инструмент художника, скажем, перо, – это продолжение его руки. Компьютер же становится посредником, который мешает передать энергию, мысль творца произведения. Компьютер не позволит передать живой жест человеческой руки, поэтому в каллиграфии электронные гаджеты не помогут.
Дария обратила внимание, что в последние годы интерес к каллиграфии значительно вырос, и не только среди профессиональных художников и дизайнеров, но и в целом среди людей, желающих заниматься творчеством. Интерес вызывает не только творческая сторона, но и способ некоего обращения к своим корням, истокам русской культуры.
Напомним, проект «Современное изобразительное церковное искусство: вопросы техники и технологии» собрал на одной площадке лучших – иконописцев, искусствоведов, мастеров по византийской иконописи, энкаустике, фреске, масляной живописи, золотному шитью, золочению, каллиграфии, художественной керамике, реставраторов. Участие в программе бесплатное, но регистрация на мастер-классы уже закончилась. Впрочем, за всеми событиями проекта можно следить онлайн на портале, а также на канале YouTube, в группе «ВКонтакте» и на странице в Facebook Александро-Невской лавры.
Источник: Петербургский дневник