Выставка «Подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке», приуроченная к 800-летию со дня рождения святого Александра Невского, открылась 16 сентября в Государственном музее истории религии. Она организована при поддержке фонда «История Отечества».
Фото: Андрей Петров
Первый раздел экспозиции раскрывает тему ратных подвигов великого князя, представлены иконы и графика, детали облачения русского воина и немецкого рыцаря: кольчуга, шлем, латы, современные фотографии и предметы реконструкций военных сражений. Второй раздел рассказывает о князе как талантливом дипломате. Третий повествует о последнем этапе его жизни — пострижении в монашество и принятии схимы. Следующий раздел посвящен истокам почитания святого — покровителя русского воинства. Центральное место занимают уникальная походная церковь, иконостас полковой церкви с образом святого и другие полковые иконы рубежа XIX-XX веков. Фотографии и ордена отражают актуальное звучание подвигов Александра Невского в годы Великой Отечественной войны. Завершает выставку раздел о роли святого в политической идеологии Российского государства.
Директор музея Любовь Мусиенко на церемонии открытия отметила, что выставка передает разнообразие жизни и деятельности небесного покровителя Санкт-Петербурга, России и русского воинства. Он был величайшим дипломатом и многое сделал для укрепления православной веры на Руси в XIII веке. Он был выдающимся военачальником и одержал победы, которые вошли в историю. Выставку от многих других отличает акцент на почитании его памяти, а также последней ипостаси — когда он принял монашескую схиму, ушел из мирской жизни и посвятил себя Богу.
Руководитель городского отдела по взаимодействию с религиозными объединениями Владимир Иванов подчеркнул, что культурно-просветительские проекты, к которым относятся и выставки, в юбилейный год Александра Невского помогают глубже проникнуть в его образ, увидеть историческую личность со всеми противоречиями своего времени и в то же время некий символ, часть кода нашей национальной памяти.
Председатель епархиального совета по культуре иерей Илия Макаров обратил внимание на желание организаторов рассказать о святом Александре Невском как можно больше.
«Это самая сложная задача — невозможно все вместить, приходится выбирать. Александр Невский такой и есть — необъятный, как вся наша Россия. Его имя и есть имя России, за которое проголосовал в 2008 году наш народ. Основатель Санкт-Петербурга Петр Великий, который тоже стоял у истоков Российской империи, чтил память об Александре Невском и перенес его мощи в Александро-Невскую лавру. Напитаться личностью этого святого князя можно, только соприкасаясь с его историей, его образами и предметами, связанными с его именем», — сказал отец Илия.
Куратор выставки Светлана Семенова провела экскурсию и рассказала о знаковых экспонатах — например, о житийной иконе, написанной в 1911-1912 годах известным иконописцем Николаем Емельяновым, который создал много икон для государевых храмов и соборов. «Жемчужиной экспозиции является икона, написанная Михаилом Нестеровым, — образец для мозаики храма Христа Спасителя. Икона была подарена кавалергардскому полку и находилась в храме святых Анны и Захарии. Очень интересный и малоизвестный сюжет — это легенда о том, что Александру Невскому перед битвой был явлен крест со словами «Сим победиши», как и римскому императору Константину Великому перед сражением в IV веке, после которого он принял христианство, и оно стало государственной религией в Римской империи», — сказала она.
Еще один уникальный экспонат, представленный на выставке, — мантия, которая покрывала раку с мощами Александра Невского. В середине XVIII века был построен Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры и изготовлена величественная рака, в которую поместили мощи святого князя. Рака сейчас находится в Эрмитаже. Она была изготовлена на оружейном заводе из 90 пудов серебра, а сверху была покрыта мантией. Мантия раньше хранилась в Эрмитаже, потом была передана ГМИР в очень плохом состоянии, ее отреставрировали специально для выставки.
Отдельный раздел выставки посвящен иконам, связанным с императорским домом. Часто святой князь изображался в латах — это была дань барочной традиции: на парадных портретах правителей, военачальников и покровителей империи изображали именно так.
О военном почитании святого и полковых иконах рассказал старший научный сотрудник музея Владимир Безродин. У каждого полка русской армии был свой полковой храм, освященный во имя святого или церковного праздника. Так, Спасо-Преображенский собор был полковым храмом лейб-гвардии Преображенского полка, его полковой иконой — Преображение Господне, а днем полка — праздник Преображения Господня. У каждой роты были свои иконы и праздники. Также представлена походная церковь лейб-гвардии Финляндского полка, подаренная ему цесаревичем Алексеем Николаевичем. Походная церковь — это отнюдь не здание или сооружение: со времен императора Петра I каждый полк имел своего священника, а вся богослужебная утварь перевозилась в обозе вслед за полком — все это и называлось «походная церковь». В начале XX века начали устраивать иконостас в виде палатки, которую можно расположить в чистом поле.
Выставка продлится до 23 ноября.
Источник: ИА «Вода живая»