«Александр Невский», снятый режиссёром Сергеем Эйзенштейном в 1938 году, занимает особое место в истории кинематографа. Лента снята без особых спецэффектов и в кратчайшие сроки, однако это не помешало фильму получить внимание публики и признание критиков. Историю благоверного князя после этого экранизировали не раз, но такого успеха, какого добилась наша довоенная лента, достичь не удалось.
Фото с сайта «Музей кино»
Снять опалу
Эйзенштейновского «Александра Невского» зрители могли и не увидеть – если бы не шанс, который дали режиссёру. Карьера уроженца Риги в постреволюционной стране развивалась вполне успешно, однако всё изменила командировка за рубеж. В 1929 году Сергей Эйзенштейн уехал, чтобы изучить новые технологии в кинематографе. За время, проведённое в Европе, он не только успел познакомиться с видными деятелями искусства, но и приложить руку к созданию нескольких лент – документальной и короткометражной. За границей режиссёр заключил контракт с кинокомпанией Paramount, получил деньги на съёмки фильма «Да здравствует Мексика!».
Иосифу Сталину такое положение дел не понравилось. В письме он писал: «Эйзенштейн потерял доверие его товарищей в Советском Союзе. Его считают дезертиром, который порвал со своей страной».
Вернувшись в СССР после трёхлетней командировки, Сергей Эйзенштейн полностью погрузился в работу: преподавал студентам, писал сценарии и теоретические статьи, пытался пробовать свои силы в театре… А затем снял фильм «Бежин луг», который получил негативную оценку советских властей. Режиссёру пришлось переписывать сценарий, искать новых актёров, а апогеем стала публичная самокритика в печати. Эйзенштейн находился в опале, его отстранили от преподавания, руководитель советского кинематографа Борис Шумяцкий предлагал и вовсе отлучить его от режиссёрской деятельности.
Шанс Эйзенштейну дал Вячеслав Молотов. Спустя десять дней после решения Политбюро режиссёру поступило предложение от «Мосфильма» снять картину на историческую тему. Среди фигур Минина и Пожарского, Ивана Сусанина и Александра Невского Сергей Михайлович выбрал образ последнего.
Почему князь стал героем картины? Существуют две версии. Первая – об эпохе Александра Ярославича на тот момент было мало что известно. И режиссёр давал себе право создать образ таким, каким он видит великого героя сам. Вторая версия гласит, что на режиссёра оказала влияние личность князя – его историю Эйзенштейн хорошо знал с детства, так как бабушка будущего режиссёра жила возле Александро-Невской лавры и была религиозной.
Патриотизм и борьба с захватчиками
Главную идею фильма озвучил сам Эйзенштейн. Он хотел сделать его патриотическим и провести параллели между тевтонскими рыцарями и идущим по Европе фашизмом. О фильме Сергей Михайлович писал так: «Патриотизм – моя тема – так значится на первом клочке бумаги, на котором записывались первые мысли о предстоящем фильме, когда мне было поручено воссоздать на экране XIII век… Мы хотим, чтобы наш фильм не только ещё больше мобилизировал тех, кто находится в самой гуще борьбы против фашизма в мировом масштабе, но чтобы он вселил бодрость, мужество и уверенность и в те части народов мира, которым кажется, что фашизм… несокрушим…».
Идею воплотили полностью. 1 декабря 1938 года «Александр Невский» вышел в прокат, и в первый же день его посмотрели 45 тысяч жителей Москвы. Ленту демонстрировали по всей стране – она настолько впечатлила зрителя, что в новогоднюю ночь люди облачались в маскарадные костюмы, изображая героев Руси.
А мальчишки играли в Ледовое побоище во дворе. Но показывали фильм недолго – после заключения пакта Молотова-Риббентропа «Александра Невского» и некоторые другие фильмы, которые были частью антинемецкой пропаганды, изъяли из кинотеатров.
Всё изменилось летом 1941 года. После начала войны киноленту, прославляющую героизм русских воинов, стали вновь показывать в кинотеатрах. Таким образом поднимали не только боевой дух народа, но и напоминали о победе Руси над немцами 700 лет назад. Более того, фильм имел такой успех, что в 1942 году на ордене Александра Невского поместили профиль исполнителя главной роли фильма Николая Черкасова.
Интересно, что лента неоднократно подвергалась критике. Например, за фразу, ставшую крылатой – «Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет» (сам Александр Невский её не произносил). Критики услышали в ней перефразированный посыл Сталина 26 января 1934 года на XVII съезде ВКП(б). «Мы стоим за мир и отстаиваем дело мира. Но мы не боимся угроз и готовы ответить ударом на удар поджигателей войны. Кто хочет мира и добивается деловых связей с нами, тот всегда найдёт у нас поддержку. А те, которые попытаются напасть на нашу страну, – получат сокрушительный отпор, чтобы впредь неповадно было им совать своё свиное рыло в наш советский огород».
В то же время эксперты говорят, что нечто похожее есть и в Евангелии от Матфея. Там сказано: «Взявшие меч – мечом погибнут».
Но свою главную функцию – по поднятию морального духа населения – «Александр Невский» выполнил. А режиссёр Сергей Эйзенштейн получил за киноленту Сталинскую премию, орден Ленина и звание доктора искусствоведения.
Вырубить вишнёвый сад
Все 12 эпизодов сняли за 115 дней – почти в два раза быстрее, чем планировалось. Сцену побоища, кстати, самую длительную в ленте (35 минут из 102 общей протяжённости), делали летом! Локацию для исторической битвы подобрали рядом с «Мосфильмом». Для съёмок там выкорчевали вишнёвый сад, а территорию в 32 тысячи квадратных метров заасфальтировали. Для достоверности всё засыпали солью, опилками, добавили нафталина с мелом и использовали жидкое стекло. Чудским озером стал пруд неподалёку, а льдинами – окрашенные в белый цвет деревянные доски. На чёрно-белой плёнке получилось очень правдоподобно.
Актёры мучались – мало того, что приходилось сниматься под солнцем, жару добавляли и тяжёлые доспехи, а раскалённое железо оставляло ожоги на лбу. Сделаны доспехи были, кстати, по музейным образцам! Сергей Эйзенштейн ездил в Эрмитаж, чтобы увидеть подлинное вооружение XIII века. Тулупы и шубы в фильме также созданы с исторической точностью.
Где ещё снимали фильм? Сцена диалога Александра Невского с татарскими баскаками создана на Плещеевом озере, на родине князя. Там сохранился вал городища, где некогда стояли княжеские палаты. Отдельные сцены отсняли в Коломне на берегу Оки.
Кадры и образы из киноленты Эйзенштейна не раз использовали как российские деятели искусств, так и иностранцы.
- Сцена Ледового побоища стала фоном для одной из сцен фильма «Синяя птица» (1976).
- Момент приближения рыцарского войска скопирован в киноленте Юрия Мамина «Праздник Нептуна» (1986). Режиссёр повторил его в сцене, когда местные ждали автобус с иностранцами.
- Пропагандистский фильм 1943 года «Почему мы сражаемся. Битва за Россию» американского производства содержит в себе сцены из «Александра Невского».
- В телесериале «Клинок ведьм» режиссёра Ральфа Хемекера история мистического артефакта – браслета под названием «Клинок ведьм», дающего своему хозяину волшебную силу, – показана при помощи нарезки кадров битвы на Чудском озере.
- Музыканты группы «Алиса» использовали фрагменты из фильма в клипе на песню «Небо славян»
Цитаты фильма, которые ушли в народ:
«Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет!»
«Вставайте, люди русские, на славный бой, на смертный бой!»
«Ни те пожить, ни те помереть спокойно не дадут!»
«С родной земли умри, да не сходи!»
«Русскую землю на товар меняешь?»
«Всякий гад на свой лад».
Источник: Аргументы и Факты — Санкт-Петербург