Образ и свершения князя Александра Ярославича, начиная с глубокой старины, находили отображение в письменных памятниках. Первое литературное произведение – «Повесть о житии Александра Невского», написанное вскоре после кончины князя. Автор лично знал Александра Невского и был свидетелем его деяний. Это накладывает особый тёплый, лиричный отпечаток на повествование. Князь Александр предстаёт в нём как живой человек, наделённый узнаваемыми чертами.
В XVIII – XIX в. об Александре Невском писали историки Михаил Ломоносов, Николай Карамзин, Николай Костомаров и Сергей Соловьёв. Ими отмечались безусловные воинские заслуги князя и, в не меньшей степени, его христианское самоотвержение и служение соотечественникам. На рубеже XIX-XX вв. в свет вышла первая большая работа протоиерея Михаила Хитрова, посвящённая жизни святого «Святой благоверный великий князь Александр Ярославич Невский» (1893 г.).
В веке ХХ-м фигура Александра Невского неоднократно привлекала внимание романистов. Укажем наиболее интересные исторические художественные произведения.
Василий Ян. Юность полководца
Алексей Югов. Александр Невский. Из серии Ратоборцы
Александр Сегень. Невская битва. Солнце земли русской
Сергей Юхнов. Лазутчик Александра Невского («Сурок»)
Борис Васильев. Александр Невский
Анатолий Субботин. За землю русскую
Сергей Мосияш. Александр Невский
Алексей Шишов. Александр Невский
В живописи иконографические изображения Александра Невского развиваются в направлении реализма, как в горельефе памятника «1000-летие России» в Великом Новгороде, фресок киевского Владимирского собора работы Виктора Васнецова и мозаики Михаила Нестерова в соборе Спас-на-Крови, сочетающим в себе строгость канона с изяществом изобразительного направления «модерн». Далее — к масштабным историческим сценам, таким, например, как полотно Валентина Серова «Въезд Александра Невского во Псков после Ледового побоища», к своеобразным, колоритным, стилизованным формам наподобие палехской миниатюры Николая Зиновьева «Ледовое побоище». Величие деяний князя отображают монументальные работы: широко известный триптих Павла Корина и величественный памятник дружине князя Александра на горе Соколиха близ Пскова.
Кинематограф не мог остаться в стороне. Эпические по масштабу и значимости события далёкого XIII в. ожили перед зрителями, приковали всеобщее внимание, заставили переживать душевный подъём, стали классикой жанра в знаменитом фильме Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» 1938 г. Финальный перефраз Евангелия от Матфея: «Но если кто с мечом к нам войдёт, от меча и погибнет! На том стоит и стоять будет Русская Земля!», равно как и сценический образ актёра Андрея Черкасова в роли Александра Ярославича, во многом воспринимаются уже как неотъемлемые части народной памяти о великом князе-полководце.
Среди других киноработ, доступных к просмотру, отметим:
Господин Великий Новгород, режиссёр Алексей Салтыков (1984)
Житие Александра Невского. Реж. Георгий Кузнецов (1991)
Александр. Невская битва. Реж. Игорь Каленов (2012)
Музыка Сергея Прокофьева к фильму Сергея Эйзенштейна получила со временем самостоятельное развитие в кантате композитора на стихи поэта Владимира Луговского и самого Прокофьева. В произведении семь частей, содержание её поражает яркостью образов. В центре кантаты – музыкальная картина «Ледовое побоище». Наиболее известна слушателю, несомненно, часть 4-я — «Вставайте, люди русские!».
Отличаются выразительностью и церковные песнопения, посвящённые святому. Предлагаем послушать тропарь и величание святому благоверному князю Александру Невскому в исполнении мужского хора Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры.
АВТОР Андрей Рогозянский
Сектор коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии